Руководство

Цель Фонда - сохранение и приумножение традиций, существующих в Университете, а также содействие выпускникам Университета в их профессиональной деятельности, социальная и правовая поддержка.

 

Котенко Роман Алексеевич

Котенко Роман Алексеевич
Генеральный директор холдинга «Трансвагонмаш»
Выпускник 1985 года  факультета РНГМ
Почетный выпускник Губкинского университета
  Участник 2005-2017 гг.

Из книги «Выпускники об Alma mater»,
Вып. 3, с. 109 – 112, 2010г.
КОТЕНКО РОМАН АЛЕКСЕЕВИЧ
выпускник МИНХ и ГП им. И.М. Губкина 1985 года
активный участник и член правления фонда выпускников-губкинцев
Генеральный директор ЗАО «СИБУР-Транс»

Родился 27 марта 1963 года в городе Волгограде в семье служащих.
В 1980 году окончил среднюю школу №2 в г. Котово Волгоградской области и поступил в МИНХ и ГП имени И.М.Губкина
В 1980- 1985 годах учеба в МИНХ и ГП имени И.М.Губкина
В 1985-1990 годах работал в Коробковском НГДУ оператором, мастером, начальником нефтепромысла.
В 1990-1993 годах работал в системе ОАО «Зарубежнефть» на совместном предприятии СП «Вьетсопетро» начальником морской стационарной платформы, Вьетнам.
В 1993-1999 годах работал в московском представительстве ОАО «Томскнефть» в дальнейшем ОАО «Восточная нефтяная компания».
В 1999- 2005 годах работал первым заместителем генерального директора ОАО «СГ-транс».
С 2005 года работаю в ЗАО «СИБУР-Транс» первым заместителем генерального директора, с 2008 года генеральным директором.
Почетный работник газовой промышленности.
Женат. Воспитываю двух сыновей и трех дочерей.
kotenko_clip_image004.jpg
Главным моим увлечением в юности был спорт. Я занимался хоккеем, футболом. И когда пришла пора выбирать вуз, в котором я намеревался получать профессию, то я, не задумываясь, назвал родителям институт физкультуры. А жил и учился я тогда в городе Котово Волгоградской области. Отец в то время был заместителем начальника нефтегазодобывающего управления. Надо сказать, он был для меня большим авторитетом. Услышав о моем выборе, он долго беседовал со мной. Мы тогда договорились, что я сначала выполню жизненное поручение родителей, то есть пойду учиться в нефтяной вуз, а уже потом буду заканчивать учебное заведение, которое выберу сам.
Как потом оказалось, решение отца вовсе не перечёркивало моего желания заниматься любимым спортом: профессиональные интересы и спортивные занятия вполне совместимы и даже способны дополнять друг друга.
У меня был выбор: поступать в Грозненский или в Московский институт. Учился я неплохо: средний балл составлял 4,5. Поэтому решили, что поступление в столичный вуз подходит мне больше. Я сдавал математику устно и письменно, а также физику и русский язык. Получил по всем предметам «5» и успешно поступил на газонефтепромысловый факультет на специальность «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Первые два года пребывания в столице были для меня сложными, сказывалось отсутствие опыта самостоятельной жизни. К счастью, я попал в хорошую группу – РН-80-09. Там было много иногородних ребят из Татарии, Башкирии, из Сибири и Поволжья, но обособленности не было. Мы все сдружились и с удовольствием проводили время вместе не только во время учёбы, но и на досуге. Трудовые семестры, во время которых мы ездили на уборку картошки, работа в стройотрядах, вечеринки – всё это нас сплачивало в единый коллектив. А всякие совместные трудовые десанты не только воспитывали в нас ответственность, причастность к делам столичного региона, страны, но и контрастнее проявляли характер и способности каждого из нас, формировали отношение к друзьям и недругам.
В вуз я поступил в год проведения в Москве Олимпийских игр. Упоминаю об этом для того, чтобы было понятно: мне, как и всем поступившим тогда, очень повезло в отношении устройства студенческого быта. Сданные в ту пору как олимпийские объекты студенческие общежития были великолепными. Всё там было новым, современным и сверкало чистотой и уютом. Губкинские общежития того времени действительно соответствовали статусу ведущего нефтегазового вуза страны. А мы были частью его студенческого коллектива. Это вселяло и особую гордость, и желание во всём оставаться на высоте. Нынешнее состояние студенческого жилья иное. Оно нуждается в реконструкции, хорошем ремонте.
Будучи студентом, я побывал на практике в городе Урай Тюменской области, Татарии, Башкирии, Оренбургской области. Там я трудился как член стройотряда и там же на старших курсах проходил производственную практику. Эти поездки привнесли большое количество новых впечатлений, заставили гораздо ответственнее относиться к выбранному делу, да и к жизни в целом. А на первом курсе я вместе со стройотрядом работал в Бирюлево, где строился завод бытовой химии. Там сейчас выпускают бытовую химию.
В течении всех трех первых курсов частью осенней программы для губкинских студентов была обязательная поездка на картофельные поля. И что бы ни говорили скептики относительно такого способа участия студентов в трудовых буднях страны, я нахожу это время счастливым, помогавшим нам сдружиться, проявить свои лучшие коллективистские качества. У студентов 80-х годов было не так много свободного времени, но это вовсе не означало, что мы были замученными. Мы жили весело и интересно. Студенты были реально вовлечены в учёбу, в исследовательскую работу, в спорт и общественную жизнь.
Юношей в нашей группе было немного больше, чем девушек. Это заставляло нас быть галантнее, вежливее, аккуратнее. Плохо учиться было как-то стыдно. Но учебные нагрузки были большими, и выдерживали их не все. В нашей группе вначале насчитывалось 32 человека, а к моменту выпуска осталось только 25.
Начиная с 4-го курса, я уже настолько освоился и с учебной программой, и со столичной жизнью, что стал учиться на повышенную стипендию. Общественной работой я начал заниматься после первых двух курсов. Отвечал за спортивное направление в студгородке, организовывал спортивную жизнь в корпусе на улице Волгина, 2/2. А, кроме того, отвечал за спортивную работу в целом на нефтегазопромысловом факультете. В комитете комсомола за эти поручения спрашивали строго. А ещё я играл за сборные команды губкинского университета по футболу и хоккею, выступал с командой на первенстве России и Москвы среди вузов. Мы были в числе лучших спортивных коллективов. А тренировал нас замечательный спортивный наставник - Владимир Борисович Ясенев, с которым мы дружим до сих пор.
kotenko_clip_image006.jpg
Я ему, как и всем губкинским преподавателям, благодарен за многие уроки. Но всё-таки я думаю, что в первую очередь на человека оказывает воздействие его семья, а также молодежная среда. Я считаю, что мне повезло и с тем, и с другим. Отец и мать оказали на меня очень большое влияние, а спорт и губкинское окружение стали столь же благодатной средой для меня и моих товарищей.
Спорт, которому в губкинском университете уделялось большое внимание, помогал укреплению здоровья ребят, давал заряд работоспособности, целеустремлённости и самодисциплины. А ведь это и есть составляющие успеха. Здоровый человек способен выдерживать большие умственные и физические нагрузки, и это приносит свои положительные результаты. Я считаю, что частью губкинской школы, одним из её самых плодотворных направлений является именно спорт. Он, а также губкинский стиль воспитания помогал растить в моих сверстниках - студентах лидерские качества.
kotenko_clip_image008.jpg
Из студенческих лет в моей памяти осталось как одно из самых ярких впечатлений проведение легкоатлетических эстафет. Каждый год на празднование Дня победы 9 мая в студгородке проводились спортивные эстафеты, вызывавшие сильнейший соревновательный дух, желание проявить свои самые лучшие качества. Это была очень воспитывающая акция, так как она была нашей данью поколению отцов и дедов, победивших в Великой Отечественной войне. Все факультеты и даже некоторые специальности выставляли свои команды. Собиралось до 25 команд. В этот праздничный день сотрудники Госавтоинспекции ради губкинской эстафеты перекрывали дорожное движение в округе. Институтские спортсмены бежали по периметру: ул. Бутлерова, ул. Профсоюзная, ул. Миклухо-Маклая, ул. Волгина. Замечательное зрелище! Посмотреть на него приходила масса зрителей, болельщиков. Эмоции били через край, и борьба была самого высокого накала! А я не только помогал организовывать соревнование, но и принимал в нем участие. Помню, как у всех команд возникало непременное желание победить, оказаться первыми на финише. Это была красивая и патриотическая акция.
Работая теперь в ЗАО «СИБУР-Транс», я постоянно общаюсь с молодыми специалистами компании. Им я говорю: «Нужно любить дело, которым вы занимаетесь и спорт». Эти слова я хотел бы адресовать и нынешнему поколению губкинцев, начинающих свой путь в профессию в студенческих аудиториях.
А из развлечений мне больше всего запомнились программы клубов, работавших в корпусах на улицах Бутлерова и Волгина. Очень привлекательными для меня и всех моих сокурсников были также совместные выезды на природу. Мы часто ходили в Тропарёвский лес. Тогда ещё он не был таким исхоженным, а вокруг него не было такой застройки.
Отношения с преподавателями были очень человечными, воспитывавшими нас. Я помню преподавателя, которому сдавал диплом, - Виктора Александровича Сахарова. Он был типичным представителем тогдашнего очень сильного и требовательного преподавательского состава. О подношениях в преподавательской среде не могло быть и речи. Женщинам-преподавателям в день выпуска мы цветы, а мужчинам случалось что-нибудь из хороших напитков. Это была чисто символическая дань нашего уважения и благодарности.
Подготовка в губкинском университете была очень качественной. Говоря о качестве, я имею в виду не только профессиональные знания. Свой положительный настрой в формирование нас как будущих специалистов вносили те же картофельные десанты, апрельские субботники, другие трудовые коллективные мероприятия и, конечно же, замечательно организованные производственные практики. Мы реально знакомились с тем, что предстоит делать после получения диплома. Вместе с бригадами обслуживали скважины, ремонтировали их, обходили трубопроводы. Я помню свою практику в Тюменской области. Мы, студенты, жили вместе с бригадой. На вертолёте улетали за 200 километров на вахту. Мы узнавали реальную рабочую среду, проникались важностью того, что нам предстоит делать. После окончания вуза, когда мы получали направления на те или иные предприятия или в организации, мы приходили на производство не только с теоретическим багажом, но и с вполне реальным практическим опытом. Такая организация подготовки в вузе была очень плодотворной.
И я, и мои родители очень хотели, чтобы я по распределению попал в Волгоградскую область. В год моего выпуска в губкинском университете существовал такой порядок: тот, у кого был высокий балл, получал право первым заходить в аудиторию, где заседала комиссия, и первым выбирать из имеющихся вакансий.
В то время приоритетным регионом считалась Сибирь. Но для меня лично приоритетным был другой регион. И хотя я мог выбрать для себя самое престижное место, я всё-таки надеялся, что комиссия даст мне распределение в Коробковское газодобывающее управление, от которого у меня было приглашение на работу. Мою просьбу комиссия удовлетворила. На предприятии я начал работать оператором, мастером, старшим технологом, впоследствии став начальником нефтепромысла. А в 1990 году я уже был сотрудником «Зарубежнефти».
kotenko_clip_image010.jpg
Оттуда меня командировали на работу во Въетнам на предприятие «Въетсовпетро». Обстановка, в которой мне предстояло трудиться, была очень необычной: новая страна со своим государственным укладом и непохожим на наш климат, новые люди и, конечно, новые горизонты профессии. Бурение и добыча углеводородов велись здесь в море. Три года я проработал сначала мастером, а затем начальником морской стационарной платформы. Это было уникальное сооружение, находившееся в 140 километрах от берега. Морская разработка включала в себя бурение, добычу, энергообеспечение и одновременно переработку газа. Для увлечённого своей профессией человека в этом регионе открывались уникальные возможности. Жили мы в колонии советских специалистов, работали вахтовым методом, улетая к месторождению на две недели. Во Въетнаме я познакомился со многими замечательными специалистами, в том числе и с В.И. Калюжным, который в 1999-2000 годах возглавлял Министерство топлива и энергетики нашей страны.
После возвращения из Въетнама я работал в Московском представительстве «Томскнефти». Эта организация преобразовалась потом в Восточную нефтяную компанию. Из неё в 1999 году я был приглашён на работу в компанию «СГ-транс». Она занималась перевозкой и реализацией сжиженного газа на территории России и СНГ. С 2005 года я начал трудиться в нефтехимическом холдинге «СИБУР» – в его дочерней компании «СИБУР-Транс», которая занимается транспортировкой углеводородов. Сейчас я являюсь генеральным директором ЗАО «СИБУР-Транс».
kotenko_clip_image012.jpg
Мой сын тоже закончил губкинский университет. Он учился на факультете проектирования и сооружения систем трубопроводного транспорта. Он по рождению – москвич. Но я понимал, что настоящий опыт в профессии лучше приобретать вдали от столицы, в регионе, на промысле. Поэтому по нашей с ним договорённости он трудится сейчас в Нижневартовске в компании ОАО "СибурТюменьГаз". Так он лучше узнает производство и людей нашей профессии.
Когда я был таким же, как и мой сын губкинским выпускником, то очень хотел трудиться и идти по жизни вместе с моими сокурсниками. Большинство моих сокурсников трудится в отрасли. Но карьера и обстоятельства личной судьбы каждого из нас сложились по-другому: мы работаем в разных местах. Но общение мы не прерываем. А четыре года назад провели в Подмосковье в честь 25-летия окончания вуза встречу губкинцев двух групп РН-80-9 и РН-80-10. Собралось много народу. А началась наша встреча, конечно же, с посещения дорогой нам губкинской Альма-матер. Бывший в то время первым проректором профессор В.Г. Мартынов показал нам, как изменился вуз. Мы сидели за партами аудиторий, осматривали свою кафедру и чувствовали своё профессиональное родство. Конечно же, мы говорили о том, как у каждого из нас складывалась карьера. Тогда мы договорились встречаться регулярно.
Если мне позволено дать совет моим будущим коллегам, то высказал бы твёрдое убеждение в том, что, выбрав губкинский университет, молодые люди сделали очень правильный и надёжный выбор. Губкинская Альма-матер, отрасль в целом динамично развиваются. Здесь есть, где развернуться, применить свои знания, выбрать лучший вектор движения вперёд. Тем, кто станет трудиться в отрасли, нужно понимать, что постоянное познание всего нового – это часть профессии. Надо не бояться перемен. Но менять что-то в траекториях карьеры надо, конечно же, оставаясь в рамках отрасли, так как именно в ней – огромны возможности для развития. Направлений много: газ, нефть, нефтехимия, транспорт…
Если у молодого человека нашей профессии есть стремление к самосовершенствованию, к познанию через труд, то в нашем деле для него открыты многие горизонты. Трудностей не стоит бояться. Надо браться за освоение самых заманчивых проектов. Никто не отменял пословицу: «Старание и труд всё перетрут».
Ещё на студенческой скамье нужно воспитывать в себе умение быть настоящим лидером, руководить людьми. Сегодня в моём подчинении 1500 человек. Думаю, что справляться с таким ресурсом мне помогает тот опыт, который начал закладываться ещё в вузе, когда я занимался общественной работой в студенческом совете. А потом он рос и ширился уже на производстве. Растить в себе лидерские задатки – это значит стремиться делать что-то чуть лучше, чуть быстрее, чем другие, и становиться при этом сильнее. Но, чтобы контактировать с людьми, а тем более руководить ими, человек должен быть по своей натуре порядочным. Это значит всегда отвечать за данное обещание, держать слово, не обманывать. Без этих качеств человек не может быть руководителем даже очень небольшого коллектива.
Кроме того, лидер – это новатор, человек, способный быстро приобретать новые знания, находить нужные ответы на стыке наук. Мне в моей нынешней должности, кроме нефтехимии, пришлось приобрести солидную подготовку в области железнодорожного транспорта. Нефтяная профессия в её практическом применении требует широты инженерного кругозора. К этому надо быть готовым и не бояться ставить перед собой новые задачи. А приобретать необходимые навыки можно уже в вузе, занимаясь, например, общественной работой, работая в студенческом научном обществе, развивая свои таланты в кружках самодеятельности.
Отечественные традиции воспитания, отношения к профессии в 90-е годы многими отвергались. Молодые люди, забыв всё, чему их учили, бросились торговать, кто «сникерсами», кто своими кулаками, а кто и тем, что продавать нельзя. Это очень ослабило и поколение, и страну в целом. Купил – продал – обогатился. Эта «схема» отбросила наше государство на десять - пятнадцать лет.
Нужно преодолевать последствия пренебрежения традицией, восстанавливать лучший опыт организации жизни студенческой молодежи. В губкинском университете для этого делается многое. Я с удовольствием прихожу в вуз, чтобы побывать на выступлениях команды КВН, на спортивных соревнованиях, на конкурсе «Мисс Университет».
kotenko_clip_image014.jpg
У «СИБУРа» и РГУ нефти и газа хорошие, прочные связи. В компании трудится немало выпускников университета. Они, закончили лучший, по моему мнению, в России ВУЗ, приобрели лучшие инженерные специальности.
Я думаю, с таким арсеналом можно браться за самые смелые проекты: намеченное сбудется!

kotenko_clip_image016.jpg

Вернуться к списку